Позднее Ctrl + ↑

Сокращения

«Обожаю», когда в СМИ сокращают слова в статьях:
тыс.
нах-ся
чел.

Почему нельзя достучать две клавиши и получить «тысЯЧ»?

Пятмуз.

Как-то привязались на днях строчки:

Do ya do ya want my love, woman
Do ya do ya want my face, I need it

Кто же это? Ходил, вспоминал. Точно! Это же Electric Light Orchestra. Надо переслушать!

Для тех, кто не знаком:
Electric Light Orchestra (или просто “ELO”) — британская группа, популярная в 70-х и 80-х годах прошлого века. Играли всё, начиная от арт-рока и заканчивая рок-н-роллом. В 1986 году группа распалась.
Сейчас вокалист Джефф Линн и клавишник Ричард Тэнди работают совместно в проекте “Jeff Lynne’s ELO”, периодически выпуская годные треки.

У ELO достаточно много известных композиций, например “Ticket to the Moon” или “Last Train To London”. Но, на мой взгляд, самой известной является “Do ya”, отрывок из которой я привёл в начале поста. Поэтому с неё и начну трек-лист:
 

 

2017   пятмуз

Золотое сечение как визуальная гармония.

Что такое «золотое сечение»?

Как бы это громко не звучало, но золотое сечение является универсальной структурной гармонией, её проявлением. Этакий вид идеальных пропорций, который встречается как в природе, так в науке и технике.
Художники и фотографы, углубляясь в изучение золотого сечения, стремятся повторить его форму: найти нужный кадр, составить композицию согласно пропорциям.

Определение золотого сечения звучит следующим образом:
меньшая часть относится к большей так, как и большее относится ко всему целому.

Схематическое изображение золотого сечения и его формула.
 

Математика

Если рассматривать всё в математическом варианте, то процентное соотношение пропорций частей целого будет определяться как 62 на 38, а приблизительная величина золотого сечения равна 1,62 .
Многие из нас помнят последовательность Фибонначи (ага, именно та задача с популяцией кроликов), где следующее число равно сумме двух предыдущих — 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21 и так далее. Так вот в этой последовательности каждое последующее число больше предыдущего в 1,62 раза, а каждое предыдущее составляет около 0,618 от следующего.
Сейчас ряд Фибоначчи используют как математическую основу для расчётов пропорций золотого сечения.

In Real Life

Золотое сечение, как я уже писал, встречается в природе. И самый простой пример для демонстрации — это куриные яйца. Но это банально, поэтому покажу на котиках и цветке. :-)

 

Витрувианский человек

Человек и золотое сечение неотделимы.
Примерно в 1490-1492 годах Леонардо Да Винчи, взяв за основу тракты античного римского архитектора Витрувия о пропорциях тела, нарисовал «Витрувианского человека»:

Витрувианский человек как идеальный способ представления золотого сечения на... человеке

Рисунок, выполненный пером, чернилами и акварелью, является как научным трудом, так и произведением искусства. Интересно, что главный показатель золотого сечения — деление человеческого тела точкой пупа.
 

Музыка

Конечно, золотое сечение никак не могло обойти стороной музыку. Идеальным образцом для демонстрации является великолепное произведение Иогана Себастьяна Баха — Хроматическая фантазия и фуга.

Итак! «Хроматическая фантазия» написана в размере 4/4 (четыре доли, где каждая по длительности равна четвертной ноте) и имеет 79 тактов. Если умножить 79 на 4, то мы получим 316 четвертных долей. Прелюдия «фантазии» отделена от второй части произведения ферматой на третей четверти 49 такта. Умножаем 48 сыгранных тактов и прибавляем три четверти от 49-го. Получается, что конец прелюдии приходится на 195 четверть.
Соответственно, на вторую часть «Хроматической фантазии» приходится 121 четверть.
А теперь самое интересное:
316/195 = 195/121 = 1,6
Более того, если попытаться воспроизвести «ряд Фибоначчи» с данными числами, уменьшая их, согласно правилу, в 0,618 раз, то мы получим:
316 195 121

Итог

Совпадение? Не думаю.
Магия? Нет.
Математика? Возможно.
Но скорее всего в этом заключено нечто большее, чем мы сможем когда-либо понять.

Пятмуз.

Кто не знает Bon Jovi? Все знают Bon Jovi. © из какой-то американской комедии.

Американская рок-группа, образовавшаяся в Нью-Джерси в далёком 1983 году, покорила сердца сотен миллионов людей по всему миру: девчонкам всегда нравился вальяжный вокал Джона Бон Джови, а мальчишки тащились от используемого гитаристом Ричи Самборой ток-бокса.

Состав группы до ухода Ричи Самбора. В настоящее время его заменил Фил Икс.
 

 
Что такое ток-бокс?

Ток-бокс (talkbox) — блок эффектов (корпус + трубка), который позволяет изменить звук музыкального инструмента при помощи ротовой полости. Иначе говоря, звук от гитары поступает в корпус ток-бокса, где находится звукоизлучатель высокой частоты, к которому подключается один конец виниловой трубки, а другой конец оказывается в ротовой полости исполнителя. При помощи губ, языка и гортани исполнитель моделирует уникальную форму звука. Далее всё просто: смоделированный звук поступает в микрофон, а затем на вход усилителя или звукозаписывающую аппаратуру. Использование ток-бокса хорошо слышно в песнях “Liniv’ On Prayer” и “It’s my life”, а при исполнении это выглядит так:

Ричи Самбора использует ток-бокс, Bon Jovi — Livin’ On Prayer (Live on Letterman), 2010.

Лонгриды и Пермь.

Во всем мире давно известно понятие «лонгрид» (от английского “long read”) — этакий современный формат публикации материалов на сайтах изданий, который основывается на авторской подаче и глубине темы, о которой идёт речь.

Хороший пример лонгрида-реконструктора — материал от 2014 года московского «Коммерсантъ» о Чернобыле.

Ещё весной этого года я предлагал использовать данный формат изданию «Business Class», но что-то они с ним не подружились (надеюсь, в будущем исправятся).
А буквально на днях меня порадовал портал 59.ru, сделав лонгрид-репортаж про LADA XRay. Но сделал совершенно несерьёзно. Не хватило основательности подхода к созданию материала в формате «лонгрид».

Я не буду разбирать текстово-смысловую часть, а лишь немного пробегусь по общему дизайну лонгрида.

Раз: вместо favicon «Тильды» лучше использовать родную 59.ru.

Два: Поскольку лонгрид подразумевает длинную web-страничку, то было бы неплохо сделать боковое меню с возможностью перепрыгивать блоки (или вернуться наверх). Лонгрид могут прочитать не с первого раза, а со второго или третьего, поэтому навигация лишней точно не будет.

Три: Нельзя ставить текст на фотографии, если они для того не предусмотрены. Фотоматериал, как и структура лонгрида, готовятся заранее. Поэтому можно сделать хорошие фотографии с однотонным фоном (это может быть белая стена, голубое небо или просто флипчарт на заднем фоне). Затемнять (или размывать) фотографию, использовать контрастную плашку — дурной тон.
 

 
 

Четыре: Вёрстка — наше всё. Я, как человек плохо умеющий верстать, стараюсь визуально скомпоновать между собой фото и текст (если того требует продукт). В данном случае, можно было сделать четыре отдельных фотографии и красиво разместить данные под фото. Ну, или попросить помощи дизайнера.
 

 
 

Пять: Типографика — штука сложная и, порой, болезненная. На лонгриде вместо «—» (тире) используется «-» (дефис). Это можно увидеть как в тексте прямой речи, так и просто в предложениях (например, между подлежащим и сказуемым).
Кроме того, на некоторых фотографиях проскакивает шрифт Georgia, хотя лонгрид сделан гротеском Roboto. Использовать «антикву» для блоков текста на фотографиях в подобном случае — плохая затея, потому что читателю сложно воспринимать как текст, так и фотографию.
Выключка и переносы тоже являются проблемной зоной данного материала.
 

 
 

Шесть: Использование фотографий должно быть уместным. Например, после абзаца про мальчика и его интерес к автомобилям я ожидаю соответствующих фото. Иначе говоря, фотографии в лонгриде должны иметь привязку к тексту, помогать эмоционально раскрывать смысл написанного. Или иначе они просто отвлекают, создавая визуальный мусор.

Семь: Не стоит накладывать фотографии слоями друг на друга. Лучше всего сделать слайдером галерею, которая будет что-то нам рассказывать («а вот история о том, как мы загрузили в багажник 20 сумок!»).

Восемь: А разделять фотографии узкой белой полосой с двумя предложениями — просто запрещено.

Девять: С текстом нужно уметь работать: написать хороший текст — круто, а оформить его так, чтобы он был читабелен, были понятны акценты — ещё круче. Ошмётки абзацев не вызывают желания прочитать текст. Скорее наоборот, хочется быстрее проскроллить до фотографий.

Если текст полон цифр, то можно внизу сделать небольшую инфографику с иконками. Тогда визуальное восприятие и соотношение цифры-предмет будет более лёгким.

Лонгрид — это не просто огромный объём букв. Лонгрид — это большая история

Десять: Под коммерческим лонгридом классно было бы увидеть форму обратной связи («Вопрос к дилеру/Оставьте ваш телефон для связи»), карту с местоположением автодилера, кликабельный номер телефона и почту. Но увы.

Итог

59.ru молодцы, что начали использовать формат лонгридов. Я действительно этому рад. Надеюсь, все эти мелкие правки будут приняты во внимание и следующие работы будут ещё круче и лучше (хотя этот лонгрид тоже поправить можно :-)). Ведь это влияет как на дочитываемость, так и на погружение в тему.

Когда-нибудь настанет время, когда и пермские компании поймут, что плюсов у лонгрида много:
это один из лучших форматов долгосрочных инвестиций в контент — сделали страничку, а она живёт месяцами;
и дочитывание материала до конца (если при создании подумали о читателях и сделали всё хорошо);
лонгриды хорошо расходятся по социальным сетям;
и многое-многое другое.
 

Все фото-материалы взяты с сайта 59.ru

Эффект отложенных проблем.

В любых отношениях между исполнителем и заказчиком рано или поздно возникают проблемы. Тому могут послужить сорванные сроки, недопонимание технического задания, некомпетентность сотрудников с той или иной стороны. Но работая с пермскими заказчиками я могу сказать одно — первое, из-за чего начинают возникать проблемы, это понимание стоимости работ.

Пример создания сайта:
заказчик хотел сильно сэкономить, поэтому был выбран путь использования готовой CMS и шаблона, похожего на схему сайта (да, макета или прототипа не было). В итоге был куплен аккаунт на shared-хостинге, где сейчас крутится CMS, а сам сайт оставляет желать лучше как с визуальной, так и с технической точки зрения.
Вроде бы всё ничего — сайт-то работает, но!

Но заказчику пришлось переплатить немалые деньги за мелкие, но ёмкие, правки шаблона. Потому что они потребовали очень серьёзных усилий web-программиста, заняли много ресурсов, в том числе и времени.

И это ещё не всё. Сайт, сданный два месяца назад, до сих пор приходится править, потому что шаблон издаёт то одни глюки, то другие. На это тратятся деньги и время заказчика, время программиста (поверьте, сложно менять фокус внимания с одного проекта на другой). Естественно, заказчик недоволен работой шаблона да переплатой денег, но всё равно смиренно отправляет скриншоты глюков.
Ну а кто мог предсказать?

Это я и называю «эффектом отложенных проблем».

Чтобы таких сложностей не возникало — нужно сразу же, «на берегу», объяснять заказчику чем чревата экономия сейчас и какие траты он понесёт в будущем.

Ещё пример аналогичного эффекта — создание нами логотипа в прошлом месяце.
Звонок, рассказ про славную компанию, которая занимается недвижимостью. Слово за слово, заполненный бриф. В общем, всё как надо. Но только заказали один логотип. На мои доводы о том, что понадобится фирменный стиль — ноль внимания. Сейчас я понимаю, что надо было сделать красивую презентацию о том, что такое фирменный стиль и как с ним работать, но тогда... Тогда я решил, что по телефону донесу всю информацию.
Нет, не смог. В итоге сделали только логотип.
И через три недели...
И через три недели звонок и заказ на визитки, фирменные бланки, а ещё и цвета бы расписать в RGB и CMYK, да вот тут бы коммерческое предложение заверстать. В итоге всё то, что могло стоить 40 тысяч рублей обошлось заказчику дороже на несколько десятков тысяч рублей. Плюс потерянный ресурс времени, ведь агентство недвижимости ждало типографию с распечатнным рекламным макетом.

Итог

Нужно учиться правильно доносить информацию о предстоящих работах, объяснять все минусы и плюсы различных вариантов. Можно сделать приятную визуальную презентацию или подготовить какой-то текстовый скрипт, дабы заказчик мог осознать последствия своего выбора.

 
UPD: пришло письмо на почту с просьбой объяснить ситуацию проще. Объясняю:
появилось в зубе небольшое отверстие (или небольшое чёрное пятнышко кариеса). Вроде бы надо сходить к стоматологу и вылечить, но тысячи рублей как-то жалко. И вот мы тянем до тех пор, пока зуб не начнёт крошиться или боль будет настолько сильная, что иного выхода, как посетить зубного врача, у нас не будет.
В итоге приходится платить за пломбу, за обезболивающие, за работу, тратить своё время на длительные посещения стоматологии.

Пятмуз.

У меня есть правило: никакой «электронщины».
Исключения из него: Darkside, Vibrasphere, Robin Schulz, Fish Go Deep, и New Retro Wave.

И сегодня речь о Робине Шульце, который, imho, умеет во всем так надоевшем tropical house.
 

 

Ранее Ctrl + ↓