Учите сотрудников.

Давно хотел написать заметку о том, что пермский бизнес не готов обучать своих сотрудников.
На то есть ряд причин вроде нехватки рабочего времени на процесс обучения или нехватки бюджета компании. Но главная, на мой взгляд, абсолютное непонимание руководства — для чего и зачем учить сотрудников? В связи с этим Пермь полна низкосортных проектов, ужасающих рекламных кампаний и визуального мусора. Последнее проявляется как на растяжках в центре городе, так и на сайтах компаний.

Давайте попробуем рассмотреть ситуацию более детально, а именно — ответим на три вопроса:

  1. Почему не стоит учить сотрудников? Лично я ответа на вопрос не нашёл, но если вы знаете, то напишите мне письмо на e-mail.
  2. Почему стоит учить сотрудников?
    а. добавляет ценности компании и её проектам/продуктам;
    b. позволяет работать с проектами, о которых раньше в компании боялись говорить;
    c. позволяет произвести реорганизацию деятельности таким образом, чтобы делать больше с меньшими усилиями;
    d. позволяет увеличить доход компании за счёт трёх предыдущих пунктов;
    e. и так далее, положительные стороны обучения можно расписывать вечно.
  3. В чём мотивация сотрудника?
    a. у сотрудников с инструментальным типом мотивации главным бонус является «больше умею — больше заработаю», иначе говоря денежное вознаграждение за выполнение более ёмких и сложных проектов;
    b. у сотрудников с профессиональным типом мотивации — возможность развиваться в нужном русле, полностью погружаться в предпочтительную область знаний;
    c. у сотрудников с патриотическим типом мотивации — стремление к развитию компании, повышение лояльности со стороны руководства, грамоты с благодарностями;
    d. у сотрудников с хозяйским типом мотивации — возможность работать над проектами самостоятельно, возможность руководить процессом;
    e. а вот у сотрудников с люмпенизированным типом мотивации, простите за каламбур, мотивации нет.

Так почему же, при таких плюсах, руководители пермских компаний не хотят учить сотрудников?
Потому что либо руководители сами некомпетентны, либо же не работают с цифрами.

Среди моих знакомых руководителей есть «старая гвардия», которая совершенно далека от информационных технологий. Для них слова «воронка продаж», «CRM» или «KPI» настолько же далеки, насколько Юпитер далеко от Земли. Таким руководителям нравится выпускать консервативный продукт: целевая аудитория вроде бы не разбегается, цели, уже не так резво, но достигаются, денежные средства на расчётный счёт поступают.
Такие компании живут и 5, и 10, и 25 лет. У них прочный фундамент. Они не приносят ничего нового, но и не стремятся изменить историю. Они просто существуют. До определенного момента.

Антициферники. Руководители, которых я называю «антициферники», как правило плывут по течению со своей услугой или продуктом. Они могли бы сменить старую лодку на каравеллу, но для этого надо посчитать цифры.
Но зачем, ведь вроде и так не плохо? С такими мыслями и плывут. Самый жирный минус этого варианта — водопад, который ждёт впереди. А он ждёт.
Таким компаниям, как я думаю, свойственно либо меняться и превращаться в огромные пассажирские лайнеры, капитаны которых, не выпускаю трубку изо рта, улыбаются и одновременно подмигивают. Либо гордо идти ко дну с грустными лицами.

Что делать? Я думаю, что надо меняться. Надо постоянно овладевать новыми знаниями и постигать новые горизонты. Надо пробовать и внедрять те или иные методологии работы, анализировать и смотреть на результаты. Надо учиться самим и учить свой коллектив. Понемногу, маленькими шагами, идти вперёд.

И под конец моё любимое — несколько крутых принципов «Дао Тойота» в кратком содержании:

Принцип 1. Принимай управленческие решения с учетом долгосрочной перспективы, даже если это наносит ущерб краткосрочным финансовым целям.
Принцип 10. Воспитывай незаурядных людей и формируй команды, исповедующие философию компании.
Принцип 12. Чтобы разобраться в ситуации, надо увидеть все своими глазами
Принцип 14. Станьте обучающейся структурой за счет неустанного самоанализа и непрерывного совершенствования.

P.S. Не могу вспомнить точно где, но я слышал такую фразу:

— Вы не боитесь, что научите сотрудника всему, а он уволится?
— Я боюсь, что не научу, а он останется.

Поделиться
Отправить
Популярное