Эффект отложенных проблем.

В любых отношениях между исполнителем и заказчиком рано или поздно возникают проблемы. Тому могут послужить сорванные сроки, недопонимание технического задания, некомпетентность сотрудников с той или иной стороны. Но работая с пермскими заказчиками я могу сказать одно — первое, из-за чего начинают возникать проблемы, это понимание стоимости работ.

Пример создания сайта:
заказчик хотел сильно сэкономить, поэтому был выбран путь использования готовой CMS и шаблона, похожего на схему сайта (да, макета или прототипа не было). В итоге был куплен аккаунт на shared-хостинге, где сейчас крутится CMS, а сам сайт оставляет желать лучше как с визуальной, так и с технической точки зрения.
Вроде бы всё ничего — сайт-то работает, но!

Но заказчику пришлось переплатить немалые деньги за мелкие, но ёмкие, правки шаблона. Потому что они потребовали очень серьёзных усилий web-программиста, заняли много ресурсов, в том числе и времени.

И это ещё не всё. Сайт, сданный два месяца назад, до сих пор приходится править, потому что шаблон издаёт то одни глюки, то другие. На это тратятся деньги и время заказчика, время программиста (поверьте, сложно менять фокус внимания с одного проекта на другой). Естественно, заказчик недоволен работой шаблона да переплатой денег, но всё равно смиренно отправляет скриншоты глюков.
Ну а кто мог предсказать?

Это я и называю «эффектом отложенных проблем».

Чтобы таких сложностей не возникало — нужно сразу же, «на берегу», объяснять заказчику чем чревата экономия сейчас и какие траты он понесёт в будущем.

Ещё пример аналогичного эффекта — создание нами логотипа в прошлом месяце.
Звонок, рассказ про славную компанию, которая занимается недвижимостью. Слово за слово, заполненный бриф. В общем, всё как надо. Но только заказали один логотип. На мои доводы о том, что понадобится фирменный стиль — ноль внимания. Сейчас я понимаю, что надо было сделать красивую презентацию о том, что такое фирменный стиль и как с ним работать, но тогда... Тогда я решил, что по телефону донесу всю информацию.
Нет, не смог. В итоге сделали только логотип.
И через три недели...
И через три недели звонок и заказ на визитки, фирменные бланки, а ещё и цвета бы расписать в RGB и CMYK, да вот тут бы коммерческое предложение заверстать. В итоге всё то, что могло стоить 40 тысяч рублей обошлось заказчику дороже на несколько десятков тысяч рублей. Плюс потерянный ресурс времени, ведь агентство недвижимости ждало типографию с распечатнным рекламным макетом.

Итог

Нужно учиться правильно доносить информацию о предстоящих работах, объяснять все минусы и плюсы различных вариантов. Можно сделать приятную визуальную презентацию или подготовить какой-то текстовый скрипт, дабы заказчик мог осознать последствия своего выбора.

 
UPD: пришло письмо на почту с просьбой объяснить ситуацию проще. Объясняю:
появилось в зубе небольшое отверстие (или небольшое чёрное пятнышко кариеса). Вроде бы надо сходить к стоматологу и вылечить, но тысячи рублей как-то жалко. И вот мы тянем до тех пор, пока зуб не начнёт крошиться или боль будет настолько сильная, что иного выхода, как посетить зубного врача, у нас не будет.
В итоге приходится платить за пломбу, за обезболивающие, за работу, тратить своё время на длительные посещения стоматологии.

Поделиться
Отправить
Популярное